Гештальтподход о работе со снами
Фриц Перлз предложил для экспериментирования со сновидениями технику "идентификация с образом сна". Человеку, который работает со своим сном, предлагается "играть роль" персонажа из сна, двигаться и говорить от его имени. Естественно, что экспериментируя с "материалом сновидения" в бодрствующем состоянии, человек некотором образом увеличивает "объем осознавания" в области, до того более доступной только бессознательному.
Эта идея базируется на некоторых общих представлениях о природе сновидения и связях между "верхом" и "низом". Эта техника, и некоторые теоретические представления, обосновывающие эту технику, являются общим для разных направлений современной психотерапии. Их можно узнать, кроме Гештальта, в Аналитической психологии Юнга, в психодрамы , в психосинтезе и не только.
В гештальт-подходе (вслед за Юнгианским подходом) принято, что каждый образ сновидения представляет собой проекцию. Причем это касается всех "объектов" в сновидении, которые упомянуты как "существительные". Все предметы, явления или живые фигуры, или стихийные явления, или фрагменты пейзажа, которые упоминает человек, который рассказывает сон – это овеществленные, оформленные в часто фантастическую форму проекции. Это может быть проекция эмоции, или личностной роли, или состояния.
Точно так же и система отношений между элементами сна отражает (проецирует) некоторую систему отношений в пространстве психического и социального мира клиента. Если развить эту идею, то следует так же учитывать и возможность проецирования отношений буквально "соматического" плана, то есть конфликта между органами организма (сердце и печень, например). Поэтому основные техники работы со снами направлены на то, чтобы помочь сновидцу осознавать проекцию.