Изоморфемы: движение и речь в экспериментах со сновидениями
Клиент может двигаться в пространстве, усиливая телесность в переживании сна (во время сна тело сновидца было неподвижно, "отключено"). Клиент может более свободно пользоваться речью, чем это было во сне. Обратные связи, которые получает клиент от мира, очень важны при проигрывании сна. Когда человек движется в пространстве, он может прикоснуться к предметам вокруг, может получить обратную связь от собственных мышц. Это опыт обогащает клиента и добавляет детали в переживание сновидения.

Другую функцию играет связная речь. Связный текст, который порождает субъект при экспериментировании с образами сновидений, играет специальную роль. Речь, самотпостроение фразы подчинены привычным для субъектам законам. Речь является использованием знаковой системы. В иаком эксперименте одна знаковая система, попожденная сновидением, отображается с помощью родственной, но не тождественной, знаковой системы. С помощью речи.

Человека просят "говорить от первого лица", выражая "идею" образа из сна. Человек начинает говорить, и привычка к оформленной речи заставляет его искать внутренние связи между переживанием, позой ( телесным состоянием) и словом, которое выражает это состояние. Но известен эффект "самонастройки". Само а по себе выразительная речь требует от человека некоторой малозаметной перенастройки всего тела. Благодаря такой "двойной связи" происходит фокусировка актуального вв момент "здесь и сейчас" переживания субъекта, ассоциативно базирующегося на образе из сновидения.

Особую роль играет топологическая форма объекта (предмета) из сновидения. Можно наблюдать особый эффект, который возникает при идентификации и проигрывании роли "предмета" из сновидения. У субъекта часто создается впечатление, что слова и фразы о состоянии "сами собой" подсказываются ему "из глубины души". Огромную роль в эиом процессе будет играть интонация. Ритм говорения, дыхание, внутренний настрой всего тела.

Следует различать при проигрывании "внешнее" и "внутреннее" отображение образа из сна. Внешнее отображение часто напоминает любительскую пантомиму. Субъект начинает внешними движениями изображать, обрисовывать объект. Как если бы он видел его со стороны. Для пробуждения чувств этот эксперимент имеет относительно мало смысла. Более ценен "глубинный" эксперимент. Когда субъект внутренне настраивается и начинает создавать, импровизировать текст, опираясь на интуитивное чувство формы.

По сути, в таком эксперименте субъект имеет дело с так называемыми "изоморфемами" (Андрей Сущевский). Изоморфемы, согласно гипотезам историков языка, лежат в основе иероглифической письменности и составляют область интимной связи знака, образа, тела и физической реальности, спроецированной в коммуникационное пространство.