Метафоры сновидений. Некоторые распространенные сюжеты сновидений
Рискуя оказаться в дурной кампании толкователей сновидений, все-таки рискнем перечислить некоторые характерные или распространенные образы, встречающиеся в сновидениях. И ожидания по поводу проекций, "привязанных" к этим образам.
Несколько теоретических замечаний по поводу метода формального анализа образов. Образы сна могут быть выбраны по "материальным" и по "поэтически- ассоциативным" параметрам. "поэтические", или знаковые ассоциации уникальны. Зато материальные параметры достаточно стабильны. Например, растение в материальном мире имеет следующие параметры: оно обладает жизнью, растет, развивается, занимает место в пространстве. Оно курирует с помощью завоевания пространства и вытеснения соседей, Растение не может двигаться, в отличие от животных. Зато может менять форму, заращивать ранения, восстанавливать утраченное, в разные периоды жизни иметь различные размеры, выращивать листья и цветы, отделять от себя плоды и так далее. Растения в снах часто отражают буквально витальную работу тела. В переносном или в прямом смысле "заращивание раны" может быть выражено как фантазия о дереве, отращивающем новые ветви на месте засохших или отрубленных. В проекция образы растений в плане ИД скорее отразят тему работы внутренних органов, телесные переживания, в плане функции ПЕРСОНА скорее тему саморегуляции, роста, адаптации.
Животные, в отличие от деревьев, обладают подвижностью. Могут перемещаться в пространстве. Манипулировать с объектами, проявлять чувств или намерения. Но они не могут отращивать утраченные конечности, менять форму и так далее. Заметим, что "животное, меняющее форму" - это опасный оборотень, символ иррационального и ужасного. В проекциях идентификация с животным скорее позволит выразить силу, активность, направленность действия, эмоции. Это будет ИД функция в аспекте движения и намерения. В аспекте функции ПЕРСОНА тему роли ( подчинение или доминирование).
Если мы выберем тему стихийных явлений, например, буря, ветер, извержение вулкана, поток воды, то ситуация меняется. Эти проекции скорее дадут материал для того, чтобы передать тему состояния, настроения. Но мало пригодны для того, чтобы поддерживать тему выбора, или тему эмоций. В плане ИД это поддержка состояния или настроения, поддержка аффективной сферы, без детализации. В плане ПЕРСОНА это максимально развитые проекции, отражающие инфантильные способы контакта с миром. "Я как ураган смету все на своем пути".
Интересную группу составляют в снах предметы, которые созданы руками человека – мебель, автомобили, картины. Эти проекции содержат тему "культурная компетентность", социальные требования, намерения, роли. В значительной степени они поддерживают функцию ПЕРСОНА. "Кто я такой? Какая роль у меня здесь? Зачем я тут нахожусь?" - вот вопросы, которые поддерживаются в этих проекциях. Тема опыта. Тема знания, наблюдения, отношение к происходящему.
В экспериментах со снами видно, что чем ближе к теме стихийности, тем больше проявляется витальной энергии. Но меньше представлена форма, в которой эта энергия существует. По мере усложнения формы, приближения ее к человеку, энергия все больше оказывается связанной в рамках формы. Что это значит? Например, в стихиях много витальной природной силы, но коммуникационные стратегии очень примитивные. Стихия мало что может создать. Она скорее может породить форму. Если мы перейдем к более "оформленным" метафорам, то видим, что формы коммуникации становятся сложнее и искуснее. На место примитивному выплеску силы приходит искусное действие. Возможно, суммарная энергия та же самая, но форма ее организации гораздо сложнее, поэтому внешние проявления боле сдержанные и искусные.Почти очевидно, что при депрессии, или в ситуациях затруднения субъект и в метафорах, и часто в снах будет выбирать более примитивные по форме образы, так как они, как ни странно, требуют меньше энергии!
Поэтому при экспериментах со снами терапевту можно быть внимательным и стоит обратить внимание на материальные возможности разных объектов окружающего мира, которые могут стать образами, персонажами сна. Механизм сновидения обычно достаточно конкретен, и чаще всего подбирает картинки по реальным, а не по поэтическим параметрам. Хотя возможны и не-материальные, то есть "знаковые" использования картинок. Этот материал подробно проиллюстрирован в работах Фрейда о символике сновидений.