Некоторые замечания по сюжетам страшных сновидений
Сны с подавляемой агрессией (в китайской медицине природу этих снов приписывают каналу печени) которые раскрываются как проекция запрещенной агрессии. Чем сильнее запрет – тем ужаснее облик появившегося во сне персонажа. Техника работы: присваивать физическую активность, способ действия, присвоить не образ, а чувства и стратегию, потребность. Не присваивать персональную часть проекции.
Здесь требуется некоторый комментарий. "ужасный" образ, который собственно и пугает сновидца, кажется ему отражением его собственных социальных фантазий. Субъекту иногда трудно принять идею, что степень "ужасности" персонажа целиком определена степенью соматического напряжения. Чем сильнее протребность по "психической абсолютной величине", по степени "витальности", тем ужаснее персонаж по физическим подробностям. При сильном стрессе (страхе, тревоге) задета телесность, человек регрессирует, и вспоминает свой ранний соматический опыт.
Тема ужаса – тема снов, которые китайцы приписывают каналу почек. Это часто темы захватывающих, поглощающих фигур. Или темы разрушения, разрывания, размельчения ("Соответствие "женским" и "мужским" архетипам). Создается впечатление, что человек буквально видит иллюстрацию к своим физиологическим процессам. Чаще всего такие сюжеты символически расшифровываются как половой акт или как акт рождения.. Можно говорить о трех архетипах страшных снов:"переход", "феминность", "маскулинность". И двух видах агрессии в ее первичных формах: процессы ассимиляции – диссимиляции.
В любом случае, в "архетипических" страшных снах в большей степени материал физиологических процессов, чем проекции эмоций. Поэтому не стоит искать буквальные в плане чувств "социальные параллели" (техника "челнок"). Стоит больше давать внимание типу физической активности, движению в пространстве. Часто тревога дает основу для дифлексии, и субъект не решается начать движение. Он "видит" изображение(картинку) или слышит звук, но не может дать себе пережить энергию в телесном, двигательном плане, теряет чувствительность. Имеет смысл возвращать внимание к телу, используя техники замедление темпа и усиление движения, техники повторение и амплификации.