Культурные традиции и образы сновидений
По-видимому, людям из разных культур снятся разные по форме сны. В сновидения попадают универсалии и атрибуты актуальной культуры. Вперемешку с универсальными символами. Например, в наше атеистическое время людям гораздо реже снятся "черти", чем впечатлительным особам 19 века. Сейчас их с успехом заменяют хвостатые серые животные, типа крыс. Хотя в глубине душевной жизни переживания людей из разных культур сходны. "картинки", которые сновидение выбирает для того, чтобы построить сюжет, отчасти обусловлены культурным опытом человека, отчасти – мало изученными врожденными механизмами образования формы. Часть из образов имеет источником очень ранний детский сенсорный опыт субъекта, отложившийся в памяти. Возможно, именно в этом раннем опыте источник универсальности образов сновидений.

После знаменитой работы Фрейда "Толкование сновидений" (1899) стало общепринятым мнение, что тайну образов сновидений надо искать в области инстинктивной психической жизни. Вытесненные или непроявленные импульсы и желания проявляют себя в зашифрованном виде в картинках снов. Сновидения сохраняют "детские" механизмы выбора образов, поэтому в своих взрослых снах субъект может встретиться с инфантильными фантазиями и формами. В том числе это будут инфантильные сексуальные символы и фантазии, так как телесная импульсивная жизнь ребенка не разделена с сексуальностью.

Фрейд предложил простую классификацию для инфантильных сексуальных образов. Символика "мужской" сексуальности – все предметы, которые носят вытянутую форму. Это башни, маяки, кинжалы, карандаши, трубы, строительные конструкции… "Женское" начало представлено символами и формами предметов охватывающих: кастрюли, озера, мешки, сумки, пещеры…

До Фрейда столетиями любители толковать сновидения пользовались готовыми "сонниками" – списками образов, которые надо было читать как "словари". Например, увидеть во сне покойника – к здоровью, зубы выпали – к болезни и так далее.

Юнгианский подход к сновидениям расширил возможности. Юнг предположил, что кроме индивидуальных психических импульсов и желаний, в снах и фантазиях проявляются универсальные конструкты человеческого сознания – архетипы. Он предложил рассматривать мифы и сказки как косвенный материал, с помощью которого по аналогии можно расшифровать архетипические образы и сюжетные ходы сновидений. В связи с этим терапевту необходимо иметь определенную компетентность в истории культуры и в мифологии.

Гештальт предлагает отказаться от каталогов и интерпретаций образов и следовать за живым актуальным переживанием субъекта. Субъект либо рассказывает о своем сне, переживая отношение со сном, либо погружается внутрь сна, идентифицируется со сном.

Итак, либо интерпретации образов сновидений как символов, с опорой на культурную традицию. Либо растормаживание тела и речи и проживание образов в реальном пространстве и времени. То, что "проявится" в этой игре – и будет содержанием сна.

Культурная традиция и опыт психотерапии часто понимают сон как послание. После "расшифровки" сон снимается эмоциональная нагрузка, и материал интегрируется.