Семинар "Работа со сновидениями и фантазиями".
ема - теория и практика работы с проекциями сна в гештальте. В начале - изложение теории и дискуссия на тему: "для чего люди видят сны".
Разогрев. Выполняется либо в двойках (клиент, терапевт) либо в тройках (клиент, терапевт, наблюдатель). Вспомните фрагмент сна или фантазии и нарисуйте его. Посмотрите на Ваш рисунок и выделите объект, который на рисунке кажется Вам самым главным, самым значимым. Это может быть как фигура, так и фон (вода, воздух и т.д.). Теперь напишите 5 ассоциаций к этому объекту. Какие эмоции, какие чувства связаны с этими словами? Какие жизненные темы связаны с этими эмоциями, с этими чувствами?
Эксперимент 1. Выполняется в тройках (клиент, терапевт, наблюдатель) Вспомните фрагмент сна или фантазии и нарисуйте его. … Посмотрите на Ваш рисунок и выделите 2-3 объекта. Рассадите их по стульям. Клиент становится поочередно каждым из этих объектов. Терапевт задает клиенту в каждой роли следующие вопросы:
Какой ты? Что ты хочешь? Что ты делаешь? Как ты относишься к нему (другому персонажу на пустом стуле) относишься? Что ты хочешь ему сказать? Скажи это ему. Какая у тебя сейчас эмоция? Расскажи ему о своих эмоциях, о своих чувствах по отношению к нему.
В каких ситуациях реальной жизни ты испытываешь такие эмоции, такие чувства? Когда ты ведешь себя ( или мог бы вести) подобным образом? (То же со вторым и с третьим объектом.)
Эксперимент 2. Выполняется в тройках (клиент, терапевт, помощник терапевта)
Вспомните фрагмент сна или фантазии. Выберите 2 объекта. Терапевт предлагает клиенту стать одним из этих объектов. Клиент показывает, как этот объект движется. Помощник терапевта запоминает эти движения и повторяет их, клиент вносит необходимые коррективы до тех пор, пока движения помощника не удовлетворят клиента полностью. После этого клиент становится другим объектом и его движения запоминает и повторяет терапевт, а клиент также его корректирует.
Далее разыгрывается пантомима в следующих вариантах:
Играют терапевт и его помощник, клиент - наблюдатель.
Клиент - первый персонаж, терапевт - второй.
Клиент - второй персонаж, помощник терапевта - первый
Обсуждение. Какой способ взаимодействия этих персонажей? Что значит для клиента этот способ взаимодействия, что в реальной жизни напоминает этот способ взаимодействия?
Примечание. Вспомнить, какие коррективы вносил клиент.
Эксперимент 3. (Негативная проекция). Клиент вспоминает фрагмент сна или фантазию, в котором присутствует пугающий или неприятный или странный персонаж. Рассказывает, как он двигался в этом эпизоде, избегая эмоциональных переживаний. Терапевт предлагает клиенту как можно точнее воспроизвести все движения, всю моторику этого персонажа.
Затем терапевт добивается от клиента описания этого персонажа в терминах его физической активности, предлагая клиенту использовать сначала исключительно глаголы и причастия, и когда все глаголы произнесены, можно более развернуто описать эти глаголы, но опять-таки лишь в плане физической активности.
После этого клиент отвечает на следующие вопросы. Что полезное содержится в этой физической активности? Чему этот персонаж может научить Вас как человека в плане физической активности? В каких ситуациях вашей реальной жизни Вы могли бы применить эти умения?
Эксперимент 4. Тема: "сон как послание". Участники могут сделать эксперимент: вспомнить свой сон, и представить его себе как образ, прямо перед собой, на пустом стуле. Клиент обращается ко сну с вопросом: -Сон, зачем ты пришел ко мне? Клиент становится сном и отвечает сам себе. Т. о., происходит диалог между клиентом и его сном.
Последний эксперимент. Взять сон, сделать монологи от каждого объекта из сна, от первого лица ("Я-…"). После того повторить текст, после каждого фрагмента добавляя "И это мое существование, как человека…" Такой эксперимент, предложенный Ф.Перлзом, иногда дает очень неожиданный эффект.