Источники образов сновидений
Автор считает полезным сделать несколько замечаний относительно источников образов снов. Сознавая, что тема безгранична. В том числе остается открытой проблема связи мифологии, сказок, снов, архаических ритуалов и спонтанныйх фантазий. Сновидение дает место для символов архаического типа, в безопасном внутреннем пространстве души, открытом для креативности. Образы, найденные в этом сне, не могут быть однозначно перенесены в социальное пространство, или в пространство физического мира. Часто это те образы и сюжеты, которые Юнг относил к архетипическим. Но они позволяют субъекту оформить тревогу, создать форму, доступную и удобную для символической обработки информации.

Отдельную группу сновидений составляют сны, в которых субъект буквально "видит" в картинках отражение и динамику своего телесного состояния, то есть проекцию работы внутренних органов или соматических системам. Образная кодировка таких сновидений иногда достаточно прозрачна. Можно найти материалы для понимания содержания таких метафор в традиционной китайской медицине (символы "энергетических каналов"). Например, напряжение в области печени может быть закодировано сновидцем в образе растущего зеленого дерева. Или может быть закодировано словом, фонетически звучащим как "печень". Работа с образами таких снов требует деликатности, так как образы могут имеют связь с механизмом соматической регуляции. В этом случае эксперименты с образами могут дать непосредственный результат не только в области душевной жизни, но отразиться на соматике.Символика образов этих снов сравнительно мало изучена, и сам механизм "проецирования" носит заметный архаический характер. По сути, это проекции, но не привязанные к материальному (пространственно-временному) миру.
Общее направление работы со сновидениями – переход от энергии внутреннего пространства к проявленности во внешнем пространстве. Эта направленность иногда называется "челнок". Подобно челноку в швейной машине, субъект в своей исследовательской работе будет задевать то внутреннее пространство то внешнее. Осторожность по отношению к сну требует, однако, следующей тактики. Стоит искать в обыденной жизни эпизоды, по эмоциональным темам, по чувствам похожие на сновидения. И сделать эти переживания более осознанными. Но не стоит разрушать сна, ради того, чтобы найти в нем подобие чувства обыденной жизни. Иными словами, стоит использовать образы сновидения для обогащения реальности. Но не стоит использовать образы реальности для обогощения снов.

Особая тема – кодировка разного типа переживаний в сновидениях. Опытный наблюдатель или экспериментатор может заметить, что разные по классам образы снов отражают разные механизмы прерываний, которые наблюдаются в Гештальте. И разные классы образов "пригодны" для разного типа переживаний.

Источник таких приоритетов и ограничений очевиден. Топология образа и здравый смысл подсказывают возможности, которые могут быть реализованы с помощью разных по классу образов. Например, животные могут двигаться, не могут говорить, зато могут быть сильными или слабыми, робкими или смелыми, вступать в отношения, обладать желаниями. Поэтому образы животных "удобны" для того, чтобы передать чувства и желания. Растения – деревья, цветы – не могут двигаться. Но они могут расти, развиваться, заполнять собой пространство, влиять ан него. Изменять свое тело. Образы растений удобны для того, чтобы отразить тему живучести, настроения, состояния, физические аспекты развития, символы, связанные с жизненным путем. Читатель может согласиться, что ветка у дерева, если ее сломать, отрастет, а оторванная в драке лапа у животного – нет.

Не развивая дальше тему, отметим еще разницу между искусственными объектами, которые сделаны руками человека, и естественными природными ландшафтами и объектами. Они по-разному передают чувства. Чаще оценки и мнения могут быть выражены от имени предметов, сделанных руками человека. А трудно выразимые эмоциональные состояния скорее будут выражены природными, естественными феноменами. И так далее. Подробнее эти "спекуляции" автор рассчитывает опубликовать в готовящейся к выходу книги ("Гештальт, фантазии, креативность, сны")