Некоторые эксперименты
Ниже предлагаются варианты экспериментов, которые были в разное время предложены участникам терапевтических групп, посвященных исследованию сновидений.

1. Расскажите сон от первого лица. Далее можно выделить наиболее "энергетизированные" элементы сна. Последовательно идентифицироваться с каждым "объектом" из сна, произнести монолог. Для того, чтобы сильнее "войти в образ", можно организовать диалог между элементами сна. Затем сфокусироваться на переживаниях и сохраняя конаткт с этими переживаниями, возвратиться из мира сновидения в "реальную" жизнь. Найти проекцию этих отношений и чувств, которые были проявлены при экспериментировании с образами сновидения, в событиях "дневной" жизни. Это действие называется "челнок".
2. Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберете 2 "персонажа" из сна. Вылепите из партнера, как из глины, одного из персонажей вашего сна. Это может быть движущаяся скульптура. Взаимодействуйте с этой фигурой, действуя от имени второго персонажа. Поменяйтесь ролями – теперь вы сами сыграете ту роль, которую играл ваш помощник, он сыграет второго персонажа вашего сна.
3. "Диалог снов". Работа со сном в малой группе. Нарисуйте иллюстрацию для сна, который приснился вам когда-то. Пусть это будет два или три предмета. В паре выберите из каждого рисунка по одному "персонажу". Пусть каждый из вас в роли своего персонажа проведет диалог с персонажем из сна другого человека. Проведите диалог между этими фигурами, осознайте, как и с кем этот же диалог мог бы иметь место в жизни
4. "Антисон". Работа в парах. Расскажите сон последовательно. Выберите и запишите списком все существительные, прилагательные и глаголы. Найдите антоним (противоположность) для каждого слова. Расскажите новую историю (сон), который состоит из этих новых слов, вашему партнеру. (Предложено Даниилом Хломовым)
5. Работа в группе. Участник рассказывает сон. Каждый из слушателей выбирает одного "персонажа" и делает рисунок. Затем в парах проиграть роли этих персонажей, как вариант – сделать диалог между выбранными персонажами. Осознать, какие ваши чувства оказались отражены в этом сне (Елена Петрова)
6. Работа в группе. Выбрать фрагмент сна, рассказать и построить из предметов и людей пространство сна. Попробовать как можно было бы существовать в это пространстве, какие осознавания. Стоит при этом заменять собой по-очереди участников, которые "исполняют роль" разных персонажей сна и действовать ( в том числе говорить) от их имени.
7. Вспомнить фрагмент сна. Нарисовать картинку, которая иллюстрировала бы этот фрагмент, выделить в ней 2-3 персонажа. Идентифицироваться с каждым из образов поговорить от первого лица, рассказать о себе, показать свою позу. Найти соответствие этих ролей как проекций ролей в обычной жизни ( "челнок")
8. ( вариант техники) – при "говорении от первого лица следить за тем, чтобы использовалось "отглагольное" слово, соответствующее действиям. Напрмер, текст"Я красивый песок…" – это "визуальный текст, описывающий внешнее описание. Сравни с текстом: "Я – песок, уходящий из-под ног, запечатлевающий следы…" В
9. Вспомнить фрагмент сна. Нарисовать картинку, которая иллюстрировала бы этот фрагмент, выбрать 2 объекта, и нарисовать самого "сновидца" на той же картинке. Отметить его какой-то точкой или знаком. Полезно выбирать для упражнения не животных или людей, но предметы или части пространства (Стул, стена, пол). Сделать представление "от первого лица" от имени этих персонажей. Перечень вопросов: "Кто я, какой я, какими качествами я обладаю, к чему я стремлюсь, что я делаю в этом сне". После представления каждого из персонажей провести диалог, где каждая фигура выражает отношение (" как я отношусь к каждому из персонажей, в том числе сновидцу"). Сновидец проводит диалог по-очередно обращаясь к каждому из этих объектов. В диалоге выразить отношение к ним, затем сыграть роль этих объектов, ответить "сновидцу". Обращаться обязательно прямо к персонажу, и "на ты" сыграть диалог между ними.
10. То же, но затем сделать проекцию на реальную жизнь – какие потребности оживают , актуализируются в связи с возможностью контакта с этими персонажами.
11. Вспомнить фрагмент сна. Нарисовать картинку, которая иллюстрировала бы этот фрагмент, выбрать 2 объекта, сыграть диалог между ними. Как первый относится ко второму, какие чувства испытывает, какие потребности и ожидания в связи со вторым…Как они относятся друг к другу. В паре возможно распределить роли и попросить второго участника пары подыграть, взяв на себя исполнение одной из ролей. Спроецировать диалог на реальную жизнь, найти проекции и соответствия. С кем Вы ведете диалог в реальной жизни. С кем развиваете отношения такого типа. Что Вы хотите от него получить…
12. Вспомнить фрагмент сна, рассказать партнеру. Выбрать одного персонажа, описать его – как он выглядит, как действует. Это может быть предмет или живое существо. Слепить из партнера эту фигуру, а затем невербально взаимодействовать с этой фигурой, создав что-то вроде кинематической скульптуры или танца. Осознать, на кого похожа эта фигура, на какую собственную роль в жизни похожи мои собственные движения, выражающие (символизирующие) отношения с этой фигурой вопрос: "кто она для меня…".
13. Вспомнить фрагмент сна, рассказать партнеру. Выбрать одного персонажа, описать его – как он выглядит, как действует. Это может быть предмет или живое существо Показать невербально это существо. Сыграть пантомиму, добиваясь максимальной выразительности тела и "правды движений изнутри". Начать произносить звуки, поддерживающие и усиливающие это движение. Продолжать двигаться в это роли, параллельно называя свои движения словами. Например: "Я протягиваю руку, я выражаю эти агрессию, желание", или "я пугаю" или "я собираюсь обнять кого-то", или "мои руки отталкивают нечто". И дополнительно развивать и уточнять эти движения, осознавая их смысл. Осознать свои отношения к окружающим людям и окружающему миру из состояния, соответствующего этой роли. Осознать место и роль этих переживаний в своей жизни.
14. Взять фигуру из сна, долго повторять ее движения, наращивая темп и силу, ( партнер поддерживает голосом этот темп), осознать, каков характер этих движений, что они выражают ( сказать голосом, какое слово возникает в душе). Это техника "Амплификация", или "Усиление с фокусировкой"
15. Такой же ход ( выбор фигур и диалог) сделать, исходя из готовых картинок, которые могли бы рассматриваться как фрагменты сочиненного сна. Сочините сон, который мог бы присниться Вам. И найдите смысл того, что происходит в этом сочиненном сне, для Вашей жизни.
16. Выбрать фрагмент сна, рассказать и построить из предметов и людей пространство сна. Попробовать как можно было бы существовать в это пространстве, какие осознавания. Стоит при этом заменять собой по-очереди разных персонажей сна и действовать ( в том числе говорить) от их имени персонажа,
17. (работа в парах) Построить из другого человека фигуры собственного сновидения.
18. Клиент и терапевт могут сделать совместное погружение в сон. Клиент лежит и с закрытыми словами рассказывает сон, а терапевт возвращает ему, как эхо, отдельные фрагменты текста.
19. Терапевт, клиент и группа могут построит сон как пространственный объект используя подручные материалы. Получится сон как динамическая пространственная проекция. Затем работать с этой проекцией.
20. Записать текст сна, просить говорить от первого лица последовательно или случайно от имени всех упомянутых персонажей или фигур сна. Осознавать проекции ( не обязательно делать челнок, достаточно осознавать и принимать развитие чувств и движений тела в рамках этих проекций)
21. В группе из 3-х человек 1 человек рассказывает сон, два других – говорят о тех личных ассоциациях, которые были важны для него и возникли по поводу рассказанного сна. Сам сон при этом не комментируется и не интерпретируется.
22. И в заключение можно вспомнить предложенную однажды Фр. Перлзом технику , которую можно было бы назвать техникой "экзистенциального осознавания". Клиент проговаривает свой сон от первого лица, и после каждой фразы останавливается и серьезно произносит "И это мое существование!" и осознает , что значит для него в контексте его жизни такое заявление.