Телесные эксперименты с образами сновидений
Когда субъект спит, специальные биохимические механизмы обеспечивают относительную автономию работы зрительных и двигательных центров. Поэтому во время сна можно посмотреть, что бежишь по мокрому песку. Но ноги не устанут в экспериментах при растормаживании соответствующего подкоркового центра наблюдалось, что люди (или животные) начинали двигаться во время сновидения в соответствии с воображаемым проектом. При телесном эксперименте с образами сновидения ценность и полнота переживания увеличивается, если подключить движение. Возможно глубоко абстрактное подключение тела. Тогда включаются прежде всего мышцы поперечно-полосатые. Мышцы, управляющие внутренними органами. Увеличивается внутреннее чувство, переживание образа. Например, человек говорит :"я океан… я осознаю и переживаю свою глубину…". Другой вариант усиления экспрессии тела связан с активным освоением физического пространства, с усилением и активизацией работы мышц корпуса, рук, ног. То сть гладкой мускулатуры. Эта тема более передает движение, эмоции, направленность желания.. "Я море, я охватываю землю со всех сторон…. Я отрезаю острова один от другого.. я несу корабли…".

Какой из типов процесса более органичен для клиента в момент эксперимента – подскажет интуиция терапевта. Обычно в эксперименте один из планов приоритетный. Иногда полезно сделать два эксперименты по поводу одного образа. И активизировать разные типы процессов, связанных с одной и той же проекцией. В первом случае – в большей степени чувства и динамика процесса. Чувство хорошей формы. Самодостаточность. Самонастройка процессов. Во втором случае на первый план выходит коммуникативная функция переживания. Соотнесенность с другими объектами, готовность к диалогу.

Предельным развитием темы будет построение пластической композиции в физическом пространстве, как иллюстрации образов сновидения. Например, с использованием методов групповой скульптуры. . Во всех случаях терапевт и клиент в эксперименте добавляют нечто существенное, что помогает заново пережить и получить новые осознавания на материале сновидения. Это происходит благодаря тому, что включается новый параметр – движение в пространстве, заторможенное во время "просмотра сновидения". Тот же текст проигрывается в физическом пространстве, и это добавляет возможностей для понимания, переживания, возможно, интерпретации. Заметим, что образная часть, или текст сна, при этом не меняются! Эксперимент идет с движением и обратной связью, которую человек получает от пространства, когда он двигается.

Опыт и здравый смысл показывают, что нет смысла одновременно в эксперименте менять и образы, и движения. Слишком много событий, и субъект просто погружается в грезы телесного транса. Нет или мало ресурсов внимания для осознавания. Кстати, примером визуального эксперимента будет спонтанное рисован е на тему сновидения.